Холодная сварка для металла — один из способов крепкого соединения металлических изделий, при котором не используется традиционная сварка. Данный процесс является склеиванием деталей за счёт сварочной массы, которая находится в пластичном состоянии и проникает в соединяемые поверхности. Такой метод соединения очень удобен по той причине, что для него нет необходимости закупать дорогостоящее оборудование. Можете подробно ознакомится с материалом, чем приклеить металл к металлу.
Холодную сварку следует отнести к сварке давлением, хотя монолитный шов образуется только в результате глубокого пластического деформирования. При такой деформации на свариваемой поверхности разрушается оксидный слой, и расстояние приближается к размерам кристаллической решётки. Химическая связь возникает за счёт повышения энергетического уровня находящихся на поверхностях атомов, которые нужно соединить.
Если вас заинтересовала холодная сварка для металла, инструкция по применению подскажет вам, что данный метод сварки позволяет качественно соединять детали из следующих металлов.
- свинец;
- медь;
- никель;
- кадмий;
- железо;
- серебро;
- алюминий.
Холодная сварка идеальна в том случае, если необходимо отремонтировать изделия из тех металлов, которые сильно чувствительны к нагреву, а традиционная сварка может только повредить. Соединяя детали из различных металлов, вы сможете создавать очень интересные изделия, а также армировать медными накладками алюминиевые провода или ленточные прокаты.
Преимущества холодной сварки
Рассматриваемый метод сварки имеет ряд существенных преимуществ, среди которых следует выделить:
- из-за отсутствия высокой температуры металл не деформируется;
- сварной шов получается крепким и выглядит очень аккуратно;
- при сварке не образуются металлические отходы;
- в случае изделий из меди или алюминия такой метод сварки является единственным из подходящих;
- при холодной сварке тратится меньше электроэнергии;
- экологическая чистота такой сварки;
- нет необходимости в покупке особого инструмента или получении профессиональной подготовки.
Холодная сварка: состав и основные характеристики
Холодная сварка является клеем, состоящим из одного или нескольких компонентом. В полимерный состав входят:
- эпоксидные смолы, которые составляют основу клея, обеспечивают его пластичность и однородное состояние;
- металлический компонент, являющийся наполнителем;
- всевозможные добавочные вещества.
Прочность холодной сварки напрямую зависит от того, насколько качественно приготовлен состав, правильно ли обработаны склеиваемые поверхности и надлежащим ли образом используется холодная сварка. Хотя в идеальных условиях сварное место может быть даже несколько прочнее металла, однако реально сварные швы могут быть и некачественны, не говоря уже о меньшей прочности по сравнению с традиционной сваркой. Однако для ремонта мелких деталей и изделий лучше всего подходит именно холодная сварка, которая является оптимальным способом соединения поверхностей.
От состава клея зависит и то, какую он может выдержать температуру, так как в инструкции к нему обычно указываю параметры и технологию использования. Если соблюдать все рекомендации с полной точностью, то сварной шов будет очень прочным и сможет выдержать необходимый температурный предел. Если состав недорогой, то температура редко превышает 260°С, однако в отдельных видах сварки этот показатель может достигать 1316°С.
Такими сверхстойкими составами соединяют детали, которые подвергаются воздействию очень высоких температур, а также в тех случаях, когда невозможно воспользоваться традиционной сваркой и приходится искать альтернативу.
Какие есть виды холодной сварки?
На рынке доступны как недорогие отечественные, так и иностранные виды холодной сварки. В целом холодная сварка может быть:
- Точечной – которая предназначена для сваривания как алюминиевых, так и медных шин, улучшения надёжности электрических контактов за счёт медных накладок на алюминиевых проводах, для сваривания ручек с алюминиевой посудой, а также для изготовления ребристых охладителей, которые используются в силовом полупроводниковом оборудовании вместо устаревших прессованных охладителей.
- Шовной – используется при изготовлении герметических корпусов приборов, оборудования и сосудов с тонкими стенками. Проводят такую сварку специальными контурными пуансонами.
- Тавровой – при помощи, которой соединяют шпильки из латуни с алюминиевыми выводами обычных трансформаторных обмоток, а также тавровых и угловых шинопроводов электровозов.
- Стыковой – помогает изготавливать кольца и соединять концы проводов.
- Сварка сдвигом помогает соединять водопроводные и отопительные трубы, а также переходники в линиях электропередач на железной дороге.
В зависимости от состава клея и консистенции холодную сварку для металла классифицируют на:
- Жидкую – двухкомпонентную, где перед началом работ клей смешивают с отвердителем.
- Пластилинообразную – брусок из одного или двух слоёв, который следует размять и перемешать перед применением.
Холодная сварка может иметь несколько целевых назначений:
- для работы с металлами, содержащая специальный металлический наполнитель и быстро соединяющая различные виды металлов;
- для восстановления автомобилей, в которой также есть металлический наполнитель и которая идеально подходит именно для соединения автомобильных деталей;
- универсальной, которая пригодна для работы практически с любым материалом, хотя и не отличается большой прочность;
- для сварки в подводных и иных экстремальных условиях.
Как работать с холодной сваркой?
Клей для крепкого соединения металлических деталей популярен за счёт того, что при работе с ним вам не нужно владеть навыками сварки и уж тем более иметь ту или иную профессиональную квалификацию. Точно также не нужно покупать какого-либо оборудования, и любой желающий может справиться с такой работой.
Поэтому смело обращайтесь к такому методу, как холодная сварка для металла, инструкция поможет вам со всем разобраться и хорошо провести работу.
Если вы решили работать с клеем по металлу, то возьмите:
- сварочный клей;
- обезжириватель (ацетон);
- несколько зажимов (если в них есть необходимость);
- наждачная бумага.
Как происходит работа с холодной сваркой:
- Подготовьте поверхность деталей, которые собираетесь склеивать, удалите старую краску, зачистите их наждачной бумагой от ржавчины и обезжирьте, чтобы поверхность была одновременно сухой и шероховатой. От подготовительных работ зависит то, как поверхность сцепится с клеем, и каков будет результат работы, поэтому к первому этапу следует отнестись с максимальной ответственностью.
- Смачивайте руки водой, так как состав может прилипнуть к пальцам и нарушить пропорции компонентов такого клея.
- Если клей двухкомпонентный, то его следует смешать с отвердителем, а если пластилинообразный – то размять руками. В инструкции обязательно должны быть пропорции, по которым смешивают жидкий клей с отвердителем. Важно помнить, что в процессе смешивания состав обычно нагревается.
- Когда смешивание завершено, то работать с клеем нужно как можно быстрее, чтобы не терять ни минуты.
- Соединив две плоские поверхности, надёжно зафиксируйте их зажимами.
- Срок высыхания сухой сварки может варьироваться от 1 до 8 часов, и после этого деталь уже можно зашпатлевать и покрасить.
Ни в коем случае не отступайте оттого, что написано в инструкции, так как это может негативно повлиять на прочность вашего сварного шва.
Как лучше использовать холодную сварку?
Как правило, холодная сварка используется для ремонта элементов отопительных систем и автомобилей. Специальный клей позволяет быстро произвести ремонт бензобака, продлить срок его службы и не тратить средства на приобретение дорогого аналога.
Автомобильные радиаторы также ремонтируют методом холодной сварки, сперва опуская их в воду и продувая компрессором, чтобы обнаружить имеющиеся повреждения. Когда по пузырькам вы обнаружите повреждения и проведёте ремонт радиатора, всё равно не забывайте, что после этого его можно использовать только временно, так как после первой поломки радиатор уже не пригоден для длительной эксплуатации.
Клей помогает приводить в порядок и глушители автомобилей, хотя для этого и необходим состав, выдерживающий высокие температуры. Если вы хорошо подготовитесь и качественно проведёте работу, то отремонтированный методом холодной сварки глушитель прослужит очень долго.
Холодная сварка поможет и при ремонте труб водоснабжения и отопительных систем, причём сварку следует выбирать максимально качественную, которая выдерживает контакт с водой и перепады температур. Однако такой метод хорош только при ремонте небольших повреждений на батарее. Если отверстие большое, то лучше сваривать металл традиционным методом, так как холодная сварка даст лишь временные результаты.
Соединения деталей и швы от холодной сварки плохо выдерживают резкие усилия на отрыв. При использовании такого метода, как холодная сварка для металла, инструкция по применению обязательно должна содержать пункт, который предостерегает от ремонта тех деталей, на которые оказывается сильная нагрузка.
Никогда не используйте клеевой состав одного материала для другого, так как соединение выйдет непрочным. Прочность сварки прямо зависит от наполнителя, и для металла должен использоваться исключительно металлический наполнитель, который в свою очередь непригоден для работы с деревянными изделиями.
Также при выборе сварки посмотрите на максимальную температуру, которую она может выдержать, и чем выше показатель, тем лучше, так как высокотемпературный клей отличается большей прочностью.